Требования законодательства об охране атмосферного воздуха при наступлении неблагоприятных метеорологических условий

Надзор за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры. Именно от качества атмосферного воздуха зависит состояние окружающей среды, уровень загрязненности городов, их экологический рейтинг и, безусловно, благополучие граждан.

Одной из основных причин, влияющих на текущее качественное состояние атмосферного воздуха, а также способствующих повышению уровня загрязнения атмосферного воздуха, являются неблагоприятные метеорологические явления или НМУ.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

К основным вредным (загрязняющим) атмосферный воздух веществам относятся пыль, сажа (взвешенные частицы), сероводород, бенз(а)пирен, диоксид азота, формальдегид, фенол и др.

Наступление подобных условий возможно в силу климатических, географических и иных особенностей местности, природных явлений, когда рассеивание примесей загрязняющих веществ в атмосфере крайне низко. Например, антициклон, который обусловливает штилевую или со слабыми ветрами погоду, приводит к образованию смога.

Статьей 19 Закона № 96-ФЗ установлены требования к проведению мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. В силу требований части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны при наступлении неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В целях исполнения данного требования хозяйствующий субъект обязан разработать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также согласовать их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (Министерство природных ресурсов Забайкальского края).

Именно Министерство доводит до сведения хозяйствующих субъектов, согласовавших указанные мероприятия, информацию о НМУ (прогноз НМУ). В разъяснительных документах (РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях") отражено, что разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При этом мероприятия по регулированию выбросов разрабатываются на всех предприятиях, имеющих источники выбросов вредных веществ в атмосферу.

Таким образом, хозяйствующий субъект, имеющий источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязан, во-первых, заблаговременно разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, т.е. быть готовым к обеспечению своевременного проведения таких мероприятий, во-вторых, незамедлительно приступить к их осуществлению при получении прогнозов НМУ.

Выполнение указанных требований может являться предметом плановых, внеплановых проверок, административных расследований контролирующих органов в отношении хозяйствующих субъектов. Неисполнение, ненадлежащее исполнение таких требований влечет административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.

Читинская межрайонная природоохранная прокуратура.